Заброшенные бункеры
О существовании больших подземных сооружениях под Самарой было известно давно, то здесь, то там случались провалы, открывавшие длинные и протяжённые ходы неизвестно откуда взявшиеся. Ещё до перестройки был известен заброшенный бункер под Хлебной площадью. Раньше бункер имел множество входов и выходов, сейчас остался один – неприметное цилиндрическое сооружение высотою 6 метров и диаметром 5 метров, без окон и дверей, под которым и находился вертикальный колодец диаметром около 5 метров с проржавевшими лестницами глубиною около 30 метров, переходящий во множество коридоров, комнат и ходов которые вели к железнодорожному и речному вокзалу а также в сторону бункера Сталина.
Был известен заброшенный бункер у санатория ПРИВО. Нижние ярусы которого уходили под воду. Наличие лифтовой шахты уходящей под воду положило начало многочисленным слухам о ходе под Волгу. На самом деле это просто лифт, ведущий на нижние ярусы. Достоверно известно о существовании узкоколейной железной дороги под землёй, ведущей в сторону города.
Многим был известен объект, который раньше строго охранялся под горой «ТИП-ТЯВ» - так называемый «Холодильник» - где в штольнях (огромной площадью и протяженностью ) хранились стратегические продовольственные запасы страны на случай атомной войны. О серьёзности объекта говорит железная дорога, ведущая в «холодильник». Интересным является факт наличия светофоров в «холодильнике».
Но самым интересным оказался объект, находящийся рядом с площадью Куйбышева (под которой кстати находится огромное бомбоубежище на 10 000 человек, воздухозаборники которого видны и сейчас (стоят неприметно в скверике 4 прямоугольных сооружения с решётками) и совсем недалеко от этого сооружения - бункер Сталина, рассекреченный в 1991 году. В отличии от других бункеров этот бункер находиться в нормальном состоянии.
Бункер Сталина
Считается самым глубоким сооружением времен Второй Мировой войны.
Строительство секретного бункера началось в конце февраля 1942 года. К этому времени Куйбышев, куда было эвакуировано из Москвы советское правительство, аппарат ЦК ВКП(б) и 22 иностранные миссии, официально являлся запасной столицей Советского Союза. Если бы Москва была взята врагом, руководство военными действиями осуществлялось бы с волжских берегов, возможно, из бункера.
Самарский бункер Сталина - самый мощный из ныне рассекреченных бункеров. Его глубина - 37 метров, это высота 12-этажного дома. Для сравнения: глубина гитлеровского бункера в Берлине составляла 16 метров, у Черчилля в Лондоне убежище располагалось на глубине всего в два этажа, у Рузвельта - тоже в два.
Бункер возводили лучшие специалисты страны - московские метростроители, а также донбасские шахтеры и простые рабочие. Подземное сооружение стало уменьшенной копией московской станции метро "Аэропорт". Строители изъяли около 20 тысяч кубометров грунта и уложили 10 тысяч кубометров бетона.
Удивительно, но местные жители, обитавшие вблизи секретной стройки, не помнят, чтобы в 1942 году в их дворе были какие-то признаки строительства. Земля вывозилась по подземным тоннеля, поэтому жильцы, живущие фактически над бункером о нём ничего не слышали и ничего не помнят.
При строительстве бункера участвовало около 600 человек. Официально утверждается что "никто из строителей бункера не был ни посажен, ни расстрелян. Некоторые дожили до наших дней. Конечно, теперь мало кто из них жив, но и они молчат - дали пожизненную подписку о неразглашении тайны".
Но есть сведения о том что практически все строители были расстреляны.
Строительство в Жигулёвских горах под Самарой подземного центра управления Европы.
Много слухов ходит про секретный “тоннель 66-К” и объект Куйбышев-2 – это кодовое имя центра управления Социалистической объединенной Европы, находящейся где-то под Жигулёвскими горами.
«Начальник Куйбышевского управления НКВД старший майор государственной безопасности Бочаров один в подземном коридоре. В коридоре власти. Над ним – сто тридцать метров монолитной скалы. Тут, в подковообразной излучине Волги, в Жигулях, будет столица Европы…
Не спит подземный город в Жигулях. Вагонетки скрежещут на поворотах. Скрипит электровоз тормозами. Где-то сваи вбивают, и по километрам подземных тоннелей грохот отдается. Где-то вгрызается в скалы Метрострой, где-то откалывают зэки тысячи тонн рыжих дробленых камней, где-то ревут вентиляторы, вытягивая непроглядную пыль из забоев. А в тоннеле К-66 уже тихо, уже светло, уже воздух чист и свеж.»
Именно так в 1981 году в своем романе «Контроль» бывший советский разведчик Виктор Суворов впервые описал запасную столицу СССР Куйбышев-2, которую построили в начале войны в скальных породах под городом Куйбышев, ныне Самара.
Хотя более вероятно, что объект «Куйбышев-2» строился заключенными Самарского ГУЛАГа самого крупного в стране, общей численностью более 50 000 человек (только САМАРСКИЙ ИТЛ содержал 38600 человек) в Жигулёвских горах под видом строительства Куйбышевской ГЭС (не окончено). В последствии строительство объекта было заброшено, а в штольнях под горой был размещён объект именуемый в народе «холодильник».